Атаман-страстотерпец. Как казаки увековечили память о Романовых

На некоторых иконах Русской православной церкви последний русский император и наследник престола изображены в казачьей форме, и наиболее известная из них – образ «Святых царственных страстотерпцев государя Николая II и цесаревича Алексея». Как возникала и развивается казачья иконография последних царствующих Романовых? Какие смысли художники хотят сохранить на ее полотнах? И почему дань памяти монаршим страстотерпцам так важна для современных казаков? Об этом РИА Новости рассказал иконописец, подъесаул лейб-гвардии Казачьего полка Илья Пивник.

— Когда казачья атрибутика была впервые отображена на иконах Романовых и какими были первые каноничные изображения?

— Казачья черкеска впервые появилась в иконографии царской семьи через образ цесаревича Алексея, а не императора Николая. Это произошло в конце XX века, еще до канонизации страстотерпцев в 2000 году. Православные почитали образ «Святые страстотерпцы», написанный по одной из сохранившихся фотографий императорской семьи.

Там цесаревич одет в бурую черкеску, а царь – в усредненный вариант военной формы времен Первой мировой войны. После этого стали появляться отдельные образы наследника престола в различных вариантах казачьей формы.

Первую же икону самодержца написали раньше всех упомянутых, в 1982 году – государь представлен в одеяниях московских царей XVII века. Эта работа стала каноничной на несколько десятков лет, так как последующие российские иконы писались в подражание ей.

Другой извод возник на базе византийской традиции, где монаршая семья представлена в длинных хламидах византийского двора. Объяснить это несложно, так как в Византии басилевс (царь) именовался святым, а образ правителя в русских царских одеждах XVII века имеет символическое значение, так как (– он) отсылает нас к началу правления дома Романовых в 1613 году.

— Вы написали икону «Святых царственных страстотерпцев государя Николая II и цесаревича Алексея», где они оба в парадной казачьей форме. Что вас подтолкнуло к решению начать работу?

— Одна из причин в предыстории первого каноничного изображения – царя в костюме образца XVII века. Образ был написан по фотографии 1903 года, которую сделали на костюмированном балу в Зимнем дворце в честь празднования начала правления Романовых. Члены царской семьи заказали пошить себе костюмы эпохи царя Михаила Федоровича. Получается, речь идет о карнавальном мероприятии, для иконы такое основание можно назвать неоднозначным.

В случае византийской интерпретации самодержец и его семья написаны не в тех одеждах, в которой они жили, прославлялись и страдали. Это, опять же, отсылает нас к другому времени и даже другой стране. Моей же целью было приблизить образы августейших к их собственным личностям.

В качестве исходника я выбрал фотографию, где Николай Александрович с сыном присутствуют на смотрах Собственного Его Императорского Величества конвоя, состоявшего исключительно из казаков. И оба Романова в казачьей парадной форме.

— Какие смыслы вы хотели вложить в это произведение и благословлена ли икона?

— Что же касается самой композиции, на иконе за спинами государя и цесаревича стоит крест Христов, под ногами мостовая из булыжника, переходящая в символическую голгофу, это русская Голгофа, на которую взошла вся августейшая семья и другие мученики. Как мне представляется, особенно важно, что в руках у наследника Державная икона Божьей Матери.

Ее нашли в селе Коломенском 2 марта 1917 года в день отречения императора от престола. Это был знак, который православная общественность восприняла с надеждой на то, что Пресвятая Богородица будет хранить Россию, несмотря на то что монархия пала.

Моя икона написана по благословению архимандрита Гавриила (Коневиченко), духовника Конвоя памяти Святого Царя Страстотерпца, и находится в казачьем храме Тихвинской иконы Божией Матери в Сестрорецке.

— На ваших иконах, изображающих членов монаршей семьи, чаще всего представлены государь с наследником. Можно ли сказать, что именно они имели особое значение для казачества и связаны с ним?

— История совершенно особых взаимоотношений между императорами Российской империи с казачеством начинается с Николая I. Он завещал похоронить его в мундире лейб-гвардии казачьего полка, потому что ни один офицер-казак не участвовал в восстании декабристов.

Император Николай II в форме лейб-гвардии Казачьего полка. Лист из издания Альбом в память Священного Коронования Их Императорских Величеств в Москве в 1896 г.. Р.В. Пец, Г. Бакмансон. Заведение Графических Искусств Э.И. Маркус. 1896 г.

При жизни самодержца было законодательно установлено, что каждый наследник престола носит титул августейшего атамана всех казачьих войск России. Так монархи подчеркивали роль этого рода войск в защите империи и сохранении в ней порядка.

Соответственно, когда Николай II был наследником, он носил этот титул, а последним августейшим атаманом в истории Российской империи стал Алексей. Да и Собственный Его Императорского Величества конвой состоял из четырех сотен – половина личного состава из кубанских казаков, а половина из терских. К тому же царь был шефом Казачьего лейб-гвардии Его Величества полка, а наследник – лейб-гвардии Атаманского Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича.

Такая тесная связь Николая и Алексея со всеми казачьими войсками дореволюционной России и стала подлинной причиной изображения их обоих в соответствующей форме. Исторически наше казачество было непосредственно связано с императором и наследником.

А сегодня их почитание, сохранение исторической памяти о последней царской династии Романовых объединяет современных казаков и наследников дореволюционных казачьих войск.

Материал подготовлен порталом «Российское казачество».